НАША САДХАНА.
Настроение и процесс.
бхакти-йога бхакти-йога бхакти-йога дхан
бхакти ей кришна нам смарана кандан
(Чайтанья Бхагавата, Мадхья 15.24)
В Чайтанья-Бхагавате Шрилы Вриндавана Даса Тхакура говорит, что суть этого высочайшего процесса состоит в том, чтобы повторять имя Кришны, вспоминая Его форму, качества и лилы, взывая к Его бесконечной милости.
Здесь слово бхакти-йога повторяется 3 раза, чтобы подчеркнуть, что мы ничего не получим от кармы, гьяны и йоги, и что единственный процесс достижения духовной реализации в этом веке - это бхакти-йога. И в чем этот процесс? Он говорит: «Повторяйте имена Кришны, вспоминая Его и плача о милости».
Мы просто должны повторять святое имя, отбросив все оскорбления и плакать, плакать и плакать. Не взывая о Его милости, мы никогда не достигнем бхакти.
Тоже самое говорит и Махапрабху во 2-м стихе Шикшаштаки:
этадриши тава крипа бхагаван мамапи
дурдаивам идришам ихаджани нанурагах
Я настолько неудачлив, что не чувствую привязанности к Твоим святым именам…потому что совершаю оскорбления.
Когда шраддха проявляется в сердце, мы получаем даршан собственных анартх, подобно тому, как первые лучи солнца освещают покрытое тьмой пространство.
Этот даршан приводит к тому, что мы видим реальность такой, какая она есть. Мы видим свою полную дисквалификацию, о которой поет Бхактивинода в Шаранагати (Амара Дживана, например):
"Я неблагочестивый грешник и причиняю другим множество беспокойств и страданий.
Я никогда не колебался перед совершением грехов ради собственного наслаждения. Лишенный всяческого сострадания, беспокоясь лишь о своих корыстных интересах, я чувствую себя несчастным, видя радость других. Я постоянно лгу, и страдания других для меня — источник огромного удовольствия.
Материальные желания в глубине моего сердца нескончаемы. Я исполнен гнева, ложной гордости и высокомерия, опьянен тщеславием, и запутался в мирских делах. Зависть и самомнение — вот мои украшения.
Сраженный ленью и сном, я противлюсь всем благочестивым делам; однако я становлюсь очень активным и полным энтузиазма, совершая злодеяния. Так меня уничтожает моя же собственная жадность и терзает вожделение.
Подобный порочный и злой человек, отвергнутый верующими, постоянно совершает оскорбления. Я и есть такой человек, лишенный благих поступков, вечно склонный ко злу, истощенный множеством страданий.
Теперь в старости, лишившись всего что ведет к успеху в жизни, униженный и нищий, Бхактивинода предлагает эту горестную историю своей жизни стопам Верховного Господа."
Это доинья, раскаяние, которое становится одной из основных эмоций шаранагати в жизни преданного, на которую можно опереться во время воспевания святого имени или совершения севы, и как нас уверяет Бхактивинода Тхакур, Кришна слышит такое воспевание:
Юный сын Нанды Махараджи, Шри Кришна, слышит молитвы каждого, кто принимает у Него прибежище, следуя этим шести аспектам садханы.
шад-анга шаранагати хоибе джахара
тахара прартхана шуне шри-нанда-кумара
И напоследок еще две цитаты...
“Несмотря на то, что ниже меня никого нет, а Ты - Всевышний, несмотря на то, что я глупец, а Ты - величайший философ, несмотря на то, что я нечестивец, а Ты - сама святость, несмотря на то, что я всякий раз оскорбляю Тебя, когда думаю о Тебе, все же, о Господь, тень чьего святого имени вызволяет из бездны грехов, пожалуйста, будь добр ко мне, ведь иногда я повторяю Твое святое имя” (Шрила Рупа Госвами; Карпанья-панджика-стотра).
а̄тапйама̄на-хр̣дайе ’васитам̇ нама̄ми 3.31.13
Он беспределен, но Его присутствие можно ощутить в раскаявшемся сердце. Ему я выражаю свое почтение.
Таково настроение преданного, стремящегося обрести милость.